Газораспределительный механизм: регулирование тепловых зазоров

Величина зазора между коромыслом и торцом клапанного стержня регулируется на холодном моторе не раньше, чем через полчаса после его остановки. Топливо при этом подаваться не должно. Размеры тепловых зазоров налаживаются в двух цилиндрах одновременно, которые следуют один за другим по порядку работы, во время рабочего хода (или тактов сжатия) этих цилиндров. В этот момент клапаны цилиндров регулируемых должны быть закрыты.
Коленчатый вал для регулирования размеров зазоров последовательно устанавливаются в определенные положения: первое, второе, третье и четвертое.

Регулировка расстояний

Последовательность действий во время процедуры регулирования расстояний:

  1. Крышки головок цилиндров снять;
  2. Затяжку болтов фиксации цилиндровых головок проконтролировать;
  3. Фиксатор, установленный на картере маховика, оттянуть, далее повернуть его на девяносто градусов и перевести в нижнее положение;
  4. Крышку люка снять в нижней части картера сцепления;
  5. Коленчатый вал установить в первое положение;
  6. Ключом динамометрическим проконтролировать момент затяжки гаек фиксации стоек коромысел цилиндров регулируемых. Момент не должен выходить за пределы 44-56 Нм;
  7. Щупом проконтролировать величину зазора между торцами клапанов цилиндров и коромыслами. Отрегулировать их при необходимости, для чего гайку винта регулировочного ослабить, в зазор вставить щуп требуемой толщины, поворачивая отверткой винт, сделать необходимый зазор. Придерживая отверткой винт, гайку закрутить и проконтролировать величину зазора. Более тонкие щупы для впускного и выпускного клапанов должны двигаться свободно, а более толстые – с усилием. Гайки винта регулировочного затягивать моментом 44-56 Нм. Потом наладить зазоры в механизме клапанном попарно в цилиндрах: второе положения для четвертого и второго, третье положение для шестого и третьего, четвертое для седьмого и восьмого, поворачивая предварительно коленвал каждый раз на 180°;
  8. Мотор запустить и прослушать, как он работает. Если зазоры отрегулированы правильно, то в клапанах не будет стука;
  9. Крышку люка картера сцепления установить;
  10. Крышки головок цилиндров установить.

Чтобы коленвал установить в первое положение, следует: поворачивая коленвал по направлению вращения, поставить его в такое положение, когда фиксатор войдет в зацепление с маховиком под действием пружины. Риска В при этом (рис.) на муфте автоматической опережения впрыска должна занимать положение вверху. Такое размещение коленвала соответствует старту подачи горючего в первом цилиндре.
При нижнем положении риски фиксатор нужно вывести из зацепления с маховиком, вал на один оборот повернуть. От этих действий фиксатор вновь зацепится с маховиком. Фиксатор оттянуть, повернуть его на девяносто градусов и поставить в положение вверху.
Ломиком поворачивать вал, помещая его в отверстия, которые находятся по периферии маховика. Поворот маховика на угол, который образует расстояние между двумя отверстиями, находящимися рядом, соответствует повороту вала на тридцать градусов. Вал повернуть на шестьдесят градусов по ходу вращения. Так он станет в первое положение. В таком положении клапаны цилиндров первого и пятого должны быть закрыты.